Птенец, что выпал из гнезда взлетит, когда его поднимут  наши руки!
Четверг, 16.08.2018, 00:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход
| Вход
федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным
 (общественно опасным) поведением закрытого типа»
                             Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ОБОБЩЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ 
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
в Ишимбайском СУВУ
 
 
Трудный подросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с воспитанницей, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы достигается не сразу и не просто. Основные приемы психолого-педагогического воздействия:
- моральная поддержка;
- авансирование личности;
- проявление доброты, внимания и заботы;
- поручительство;
- убеждение;
- поощрение;
- внушение;
- доверие;
- вовлечение в интересную досуговую деятельность;
- создание ситуации успеха.
Наша задача – создать все условия для реабилитации и коррекции их социализации, вводя воспитанниц в организованную социально-педагогическую среду.
Одной из эффективных практик обеспечивающих успешную социализацию воспитанниц является вовлечение в дополнительное образование.
Важным условием успеха деятельности дополнительного образования является то, чтобы он был сформирован в соответствии с определенными социально-педагогическими принципами:
- систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения,
недопустимость их разрыва;
- добровольность посещения;
- возможность выбора занятий по интересам;
- дружеское единство коллектива на основе уважения общественного
мнения.
Цель данной программы – коррекция процесса социализации воспитанниц через их духовное, гражданское, физическое,
творческое, социальное развитие.
Задачи:
- вовлечение воспитанниц в различные формы досуговой деятельности;
- создание условий для их самовыражения, саморазвития;
- создание условий для организации совместного досуга воспитанниц и педколлектива.
- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанниц, раскрыть их творческие способности.
- формирование стремления у воспитанниц быть прекрасной во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
 
 
Деятельность ведется по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- техническое;
- художественное творчество;
- туристско- краеведческое.
По каждому направлению разработана программа, которая содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждой программе приведены виды деятельности и формы занятий с воспитанницами, определены условия совместной деятельности взрослых и воспитанниц, с общественными учреждениями, обозначены планируемые результаты.
Отнесение направлений дополнительного образования к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности.
Одной из основных сторон деятельности дополнительного образования является трудовое воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации.
Гражданское воспитание. Его цель – формирование гражданского
самосознания:
Целью создания краеведческого кружка является формирование интереса к прошлому, развитие исследовательских навыков.
Организуя социально-культурную деятельность по физическому воспитанию, мы преследовали следующую цель – физическое развитие, закалки организма, а также осознание необходимости в здоровом образе жизни.
Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления
происходит формирование нравственных качеств личности, эстетическое и творческого развития.
Проводя работу в дополнительном образовании по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может гарантировать успех всей воспитательной деятельности, обеспечивающей успешную социализацию детей и подростков с девиантным поведением.
Так же мы реализуем технологию воспитательской деятельности - клуб
“ Хрустальный башмачок”.
Цель: изменение ценностей, жизненных ориентиров, паттернов поведения, которыми руководствуются девочки с девиантным поведением.
Основные задачи:
- духовное совершенствование в подростковом возрасте девочек;
- рост творческой активности;
- физическое оздоровление.
Эта технология предназначена для работы с девочками-подростками по формированию и совершенствованию их внешнего облика, форм поведения, стиля общения и прочих атрибутов женственности. Следует подчеркнуть, что изложенный здесь вариант технологии применим только для работы с девочками, поскольку его основу составляет изменение внешнего и внутреннего облика (это чрезвычайно важно для девушек подростков).
При разработке данной технологии возникла проблема, которую следует
иметь в виду и при разработке других подобных технологий социализации
воспитанниц. Проблема эта заключается в том, что значительная часть воспитанниц не считает себя трудными, т.е. не осознает (по ряду причин) собственные недостатки, некомпетентность и не видит девиации в своем поведении. Поэтому одна из первых задач технологии - демонстрация девушке ее недостатков, отклонений от нормы. Указанный способ работы открывает для воспитанницы поле деятельности (ведь не зная ошибки, нельзя ее исправить), предоставляя ей при этом возможность выбора новых образцов, демонстрируя преимущества нового образа. Следует подчеркнуть, что любая технология социализации подростков должна обеспечивать ему поддержку (защиту) от стигматизации (накладывания ярлыков, меток), по крайней мере, на первых порах.
Реализация описываемой технологии происходит в несколько этапов.
Первый этап заключается в “инвентаризации”, создании наиболее полного
перечня девиаций внешнего облика девушек. Он включает в себя обобщенные вероятные недостатки в некорректных формах поведения и речи, вульгарность, распущенность, нечистоплотность и пр.
Второй этап состоит из нескольких элементов. Это, во-первых,
представление, демонстрация указанного перечня группе девочек, с которой
идет работа. При этом девочки, как правило, идентифицируют демонстрируемые признаки как девиацию, но не замечают этих девиаций у себя, даже при явном их наличии. Во-вторых, это представление, демонстрация девочкам нормы, идеала, общепринятых традиций, образцов такого поведения, которое считается нормальным, социально одобряемым, положительным. Отметим, что эта часть технологии существенно опирается на специфику работы закрытых спец. училищ - ее изолированность. Именно изолированность позволяет (хотя бы на время) сотрудникам стать единственной референтной группой для девочек. Здесь хочется заметить, что девушки всегда принимали предлагаемые нами нормы как некое качество, атрибут в жизни сообщества, стоящее несомненно выше тех норм, которые они реализовывали в обыденной, повседневной жизни, что свидетельствует и о их лабильности, и о невысокой оценке ими самими подростковых норм. Следует подчеркнуть, что мы не располагаем средствами автоматического установления собственной референтности у девочек подростков, во многом эту часть технологии используем интуитивно.
В третьих - это процедура диагностики отклонений от нормы среди
девочек. Процедура диагностики проводится двумя взаимодополняющими способами. Первый - наши собственные визуальные наблюдения за девочками и выявление явных, внешне представленных девиаций. Здесь средствами диагностики являются собственно педагоги-воспитатели, явно и отчетливо демонстрирующие свое отношение к тем или иным поведенческим паттернам. Второй - замечания самих девушек по поводу невозможности достижения каждой, конкретно какого-либо из представленных идеалов ( Ну, я так никогда не смогу!...”, “ У меня это не так получается, а правильно не получиться никогда...” и пр.). Все эти наблюдения суммируются для каждой конкретной девочки, а затем конкретно каждой представляется перечень ее собственных недостатков. Очень важно, что такое перечисление недостатков осуществляется либо непосредственно в группе, либо в личной беседе, в зависимости от сплоченности, степени знакомства в группе, особенностей характера девочки и прочих факторов.
Третий этап - один из самых сложных и важных. Основу этого этапа
составляет демонстрация наличия и формирование общественно одобряемых и, что немаловажно, одобряемых самими девочками, ее качеств и признаков. Речь идет вот о чем. Зачастую девочки пользуются девиантными признаками, поскольку, во-первых, не подозревают о том, что эти признаки девиантны и, во-вторых, не располагают другими вариантами, способами предъявить себя.
После того, как им указана дефициентность прежних вариантов поведения,
необходимо предложить им для самостоятельного выбора новые способы взаимодействия с окружающим миром. Предпочтительно, чтобы эти способы были представлены как актуально присутствующие в поведении, внешнем облике и т.п. подростков, но не замечаемые ими до сих пор и, следовательно, не реализуемые в полной мере. Ключевым моментом здесь является создание у девочек чувства того, что эти новые признаки не привнесены к ним извне, а существовали у них изначально, и наша работа с ними лишь развила их. Такой подход необходим для того, чтобы у девочек не возникало чувства отчуждения и недоверия к этому новому позитивному признаку.
И, наконец, последний (четвертый) этап данной технологии является
закрепляющим. Он заключается в демонстрации и подтверждении длительного реального существования новых качеств и признаков. На этом этапе воспитанница убеждается в эффективности и возможности многократного применения нового качества (признака), что побуждает его использовать новые возможности взамен предшествующих (девиантных). Осуществлению данного этапа способствует сама жизнь в училище, где есть возможность эксперимента, возможность проявить себя с разных сторон, если девушка действительно освоила новую форму поведения, либо новый внешний облик, вытекающий из новых норм поведения. Она получает поддержку при демонстрации этого как у сотрудников, так и у воспитанниц.
Еще одна из эффективных практик, успешно применяемых в нашем училище – это детское соуправление (здесь нам очень пригодился опыт Шекснинской спец. школы, «Основы организации реабилитационного пространства в специальном учебно-воспитательном учреждении», под редакцией И.В.Пестовской, Москва; Санкт-Петербург, 2007г.)
 
 
 
Валюта

Подбор по параметрам
Категории раздела
Новости [82]
Последние новости
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2018
Министерство образования и науки Российской Федерации