Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                        ИШИМБАЙСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА                                                                                                                                                                                                       

15:35
Создан кабинет профориентации

Создан и функционирует кабинет профориентации, оснащенный наглядными средствами, тремя ноутбуками, МФУ, мультимедийным оборудованием, дидактическими играми.  Первые занятия начались в сентябре с  проведения диагностики, в ходе которой использовалась методика экспресс-профориентации «Ориентир», автор И.Л. Соломин.  Ответы обучающихся на вопросы  опросного листа «Ориентация» позволили определить  им свою профессиональную направленность, частично оценить профессиональные склонности и профессиональные способности. Анализ ответов показал, что профессиональные склонности, интересы и предпочтения сформированы у 23% обучающихся  в области «Человек-природа», 8 % - в области «Человек – техника», 23% - в области «Человек-человек», 5 % - в области «Человек-знак», 55 % - в области  «Человек – художественный образ».

Однако способности обучающихся выявленные в ходе диагностики разнятся  с анализом склонностей и интересов: 15 % обучающихся имеют  профессиональные способности в области «Человек-природа», 8 %- в области «Человек – техника», 63 % - в области «Человек-человек», 10 % - в области «Человек-знак» и 15 % в области «человек – художественный образ». Вывод – у обучающихся не сформированы навыки профессионального самоопределения, у них отсутствуют знания  основных принципов выбора будущей профессии. Результаты диагностики являются основой для разработки индивидуальных планов и будут включены в портфолио каждой обучающейся. На основе диагностики и собеседования с воспитанницами были сформированы учебно-производственные группы для обучения по программам профессионального обучения.

Педагогом Шибанковой Ю.А. разработаны рабочие программы внеурочной деятельности «Путь в профессию» для 7-9 классов и  11 классов. В 7-9 классах основными задачами профориентационной работы будут: помощь в раскрытии психологических особенностей личности  каждой воспитанницы, расширение знаний о мире профессий, развитие умений определять соответствие требований выбранной профессии их склонностям, способностями и возможностям, развитие умений выделять профессионально важные качества профессий. В11 классе работа педагога будет направлена на расширение знаний обучающихся о мире профессий,  их  классификации, о возможной подготовки к ним, будут даны представления о профпригодности и компенсации способностей. Занятия по программам  проводятся для  участников  целевой группы 1 раз в неделю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ»

ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности “Путь в профессию” разработана для обучающихся 7-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Цель изучения курса «Путь в профессию»: создание условий для осознанного социального и профессионального самоопределения обучающихся.

Задачи программы:

  • помочь обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить воспитанниц к осознанному выбору будущей профессии;
  • расширить знания обучающихся о мире профессий, о рынке труда;
  • развивать умение определять соответствие требований выбранной профессии их склонностям, способностями и возможностям;
  • развивать умения выделять профессионально важные качества профессий;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • способствовать формированию у обучающихся качеств творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и уметь изменять его;
  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

  • развить самостоятельность;
  • оценить собственные возможности, способствовать овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
  • систематизировать, анализировать полученные данные;
  • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • ориентация в цепочке «хочу»-«могу»-«надо», формула выбора профессии;
  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
  • определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально - волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  • выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных качеств личности; соотнесение интересов и способностей с миром профессий;
  • выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о современных формах и методах организации труда;
  • о рынке труда.

Содержание  программы

                                                

                                                7 класс

Введение

Предмет и задачи курса. Роль профессионального самоопределения  в жизни человека.  Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.

      Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- групповые дискуссии;

- беседы.

Данный раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме беседы, а также практических заданий в форме сочинения, тестирования.

Что я знаю о своих возможностях

Типы нервной системы. Типы темперамента. Роль нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Роль эмоционально-волевых качеств личности.

Память. Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации.  Приемы развития памяти. 

Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание.  Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Приемы развития внимания.

Мышление. Приемы развития.

Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- тренинги;

- беседы.

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме беседы, дискуссии и практических работ в виде психологических тестов, упражнений, тренингов. 

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе

Профессиональные интересы и склонности. Способности. Мотивы. Классификация мотивов.

Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- беседы.

Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии с помощью практических заданий в форме бесед, дискуссий, психологических тестов, опросников.

Профессиональная пригодность

Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- беседы.

Изучение данного раздела предполагает проведение бесед, проведение практических занятий в форме психологических тестов, опросников, упражнений на развитие координации.

Мир профессий и его многообразие

Раздел посвящен изучению классификации профессий, изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке.  Даёт информация о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями.

Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- ролевые игры;

- тренинги;

- беседы.

Изучение данного раздела предполагает использование теоретического материала в виде лекций, бесед, дискуссий.  Практические занятия предполагают  применение психологических тестов, опросников, экскурсий, ролевых игр.

 

8 класс

Введение.

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Основные теоретические сведения.

Формы проведения занятий:

-урок-лекция;

- урок-игра;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- беседы.

Данный раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме лекции, беседы.  Практические задания представлены в виде проблемных ситуаций, тестов и упражнений.

Внутренний мир человека и возможности его познания

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных

особенностей. Общее представление о памяти, внимании, мышлении. Условия их развития. Диагностические процедуры. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (стрессовые состояния, тревожность). Темперамент в профессиональном становлении личности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Самооценка. Методика самооценки индивидуальных особенностей.

Формы проведения занятий:

-урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- тренинги;

- беседы.

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме беседы, дискуссии и практических работ в виде психологических тестов, опросников,  упражнений, тренингов. 

Профессиональные интересы и склонности

Профессиональные интересы и склонности. Индивидуальные интересы. Способности. Диагностические процедуры.

Раздел нацелен на изучение интересов и склонностей обучающихся к различным профессиям с помощью практических заданий в форме психологических тестов, опросников, упражнений.

Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- ролевые игры;

- тренинги;

- беседы.

Мир профессий

Понятие профессиограммы. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек –

знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Раздел посвящен изучению классификации профессий с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы, дискуссий, а также предполагает практические занятия с использованием психологических тестов, опросников, проблемных ситуаций.

Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- тренинги;

- беседы.

Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Профпригодность. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Построение личного профессионального плана.  Активная роль личности при выборе профессии.

Раздел посвящен изучению собственных интересов обучающихся  с помощью методики «карта интересов», а также представлению  собственных способностей через упражнения, профориентационные игры.

Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- ролевые игры;

- тренинги;

- беседы.

9 класс

Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Раздел является вводным в учебный курс и предполагает использование теоретического материала в форме беседы, а также практических заданий в форме тестирования.

Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- беседы.

Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Профессиональные интересы и склонности. Индивидуальные интересы. Диагностические процедуры.

Раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы и практических работ в виде психологических тестов, упражнений, тренингов. 

Формы проведения занятий:

-урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- тренинги;

- беседы.

Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Темперамент в профессиональном становлении личности. Характер. Самооценка. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Общение. Деловое общение. Способность к коммуникации. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. 

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей обучающихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки с помощью теоретического материала в форме лекции, беседы и практических работ в виде опросников, психологических тестов, упражнений. 

              Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- тренинги;

- беседы.

Что я знаю о профессиях

Понятия профессии, специальности, должности. Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. Матрица выбора профессии.  Определение профессионального типа личности. 

Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «специальность» «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Также освящается вопрос о том,  как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предполагает практические занятия с использованием психологических тестов, опросников, деловых игр.

 Формы проведения занятий:

 -урок-лекция;

- работа в малых группах;

- групповые дискуссии;

- деловые игры;

- тренинги;

- беседы.

 

 

 

Категория: Реализация проекта "Старт в профессию" | Просмотров: 63 | Добавил: ucheba | Рейтинг: 4.3/23
Всего комментариев: 0