Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение "Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа"                                                                                                                                                                                               

Методическое обеспечение образовательной деятельности в рамках разработки и апробации программ

Разработка и апробация программ и методик профилактики девиантного поведения несовершеннолетних женского пола  - 2022,2023г.г.

В рамках исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов федеральным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (далее – Ишимбайское СУВУ) были разработаны:

- программа комплексной профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних женского пола «Путь к себе»,

- дополнительная образовательная программа «Формирование ценностно-смысловых установок девушек-подростков средствами куклотерапии», а также учебно-методическое пособие к ней.

Цель апробации – оценка эффективности программ для достижения планируемых результатов.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Формирование ценностно-смысловых установок девушек-подростков средствами куклотерапии»

Цель программы: формирование индивидуальных стратегий здорового образа жизни средствами куклотерапии у девочек-подростков 11-18 лет специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа на основе ценностных ориентаций с учетом их возрастных, физических, психологических и интеллектуальных уровней развития.

Программа состоит из 7 разделов, на реализацию которых отводится 360 часов.  Из них 108 часов теория, 252 часа – практические занятия.

Реализация мероприятий программы позволит обеспечить:

- осознания образа своего ролевого «Я» в процессе проектирования личностного пространства средствами куклотерапии;

- позитивное отношение к базовым ценностям современного общества;

- наличие навыков здорового и безопасного образа жизни;

- ответственное отношение к труду;

- умение классифицировать кукол, осуществление выбора материалов, используемых для изготовления кукол;

- наличие умений в области технологии изготовления кукол, украшений и костюмов для кукол с использованием разных техник;

- наличие умений и навыков работы по изготовлению кукол из разных конструкционных материалов (ткань, полимерная глина);

- наличие навыков обучения в сотрудничестве и оказания помощи в реализации развития творческих потребностей обучающихся. 

Обучение по  программе создает возможности для развития креативных способностей обучающихся с последующей их реализацией в творческих профессиях: дизайнера, художника-оформителя, закройщика, швеи.

 Ссылка на программу

К программе прилагается учебно-методическое пособие, в котором  изложена методика формирования индивидуальных стратегий здорового образа жизни у девочек-подростков на основе ценностных ориентаций средствами куклотерапии. Особое внимание уделяется воспитательной направленности теоретической и практической части программы, системе принципов, форм, методов и средств, обеспечивающих результативность формирования у воспитанниц ценностно-смысловых ориентаций на здоровье, здоровый образ жизни и организацию психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях учреждений закрытого типа.

Пособие предназначено для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в  образовательных организациях различного типа и вида.

Ссылка на учебно-методическое пособие

Программа комплексной профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних женского пола «Путь к себе»

Особенностью  программы «Путь к себе» является то, что формирование социально-осознанного поведения, достигается через развитие ролевой идентичности у девочек подросткового возраста. Реализация данной программы будет способствовать развитию  навыков саморегуляции эмоционального состояния, избегания стрессов, разрешения конфликтов.

Ссылка на программу

Программа носит комплексный   профилактический характер.

Цель программы: формирование у девушек-подростков социально-значимых ценностных ориентаций, адекватного образа «Я».

Задачи программы:

Ожидаемые результаты реализации программы:

Создание условий для перевода неблагоприятной позиции девушек-подростков в благоприятную.

 Создание условий для самоутверждения   сферы положительного общения подростков и усвоение новых норм поведения.

 
Включение подростков в процесс самовоспитания, сознательного преодоления имеющихся недостатков, развитие положительных сторон личности, умения строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации.

Установочный вебинар по апробации программ

Разработка и апробация программы социализации несовершеннолетних, переживших психологическую травму, 2024год.

Программа будет направлена на комплексную  работу с несовершеннолетними – обучающимися специальных учебно-воспитательных учреждений и других образовательных организаций, которые пережили психологическую травму, в том числе с подростками из новых регионов России (ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей).

К формированию программы будут привлечены:

- педагоги-психологи,  педагоги дополнительного образования Ишимбайского СУВУ;

- специалист высшей школы психологии и педагогики института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий;

Предполагается, что программа будет отражать несколько направлений работы с обучающимися:

1.проработка и преодоление посттравматических нарушений,

2.коррекция иррациональных установок подростков;

2. развитие адаптационных возможностей несовершеннолетних;

3. обобщение и закрепление нового опыта.

В рамках апробации программы запланированы:

1. Занятия для обучающихся педагогами СУВУ;

2. Образовательные мероприятия для педагогов :

            - онлайн лекция  «Психологическая травма – причины, симптомы, стадии»; лектор – Петрова Чулпан Азифовна, доцент кафедры внутренних болезней и клинической психологии Башкирского государственного медицинского университета, руководитель курса клинической психологии БГМУ, клинический психолог отделения медицинской реабилитации Клиники БГМУ, Лауреат  Государственной Молодежной Премии Республики Башкортостан  в области науки и техники 2003 г, в номинации «Естественные науки»;

- практический вебинар, модератор - Плеханова Екатерина Алексеевна, кандидат  психологических наук, доцент кафедры внутренних болезней и клинической психологии БГМУ, клинический психолог отделения медицинской реабилитации Клиники БГМУ;

- вебинар для педагогических работников на тему: «Организация психологического сопровождения детей и подростков из регионов локальных военных конфликтов», модератор  - Линевич Владимир Леонтьевич, и.о. заведующего кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук, доцент высшей школы психологии и педагогики института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий;

- практический вебинар по использованию проекционной методики МАК, модератор - Гиниятова Зульфия Мухтаровна, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры общей и клинической психологии высшей школы психологии и педагогики института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий;

            - семинар для педагогических работников о взаимодействии с подростками, пережившими психологическую травму, модератор -  Филиппова Нина Мироновна, кандидата педагогических наук, педагог – психодраматист;

            - дидактическая игра «Четыре возраста» для специалистов Ишимбайского СУВУ, модератор  - Искрук Ирина Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе Астраханского СУВУ;

            - анкетирование педагогических работников образовательных организаций участвующих в апробации.