Методическое обеспечение образовательной деятельности в рамках разработки и апробации программ
Разработка и апробация программ и методик профилактики девиантного поведения несовершеннолетних женского пола - 2022,2023г.г.
В рамках исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов федеральным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» (далее – Ишимбайское СУВУ) были разработаны:
- программа комплексной профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних женского пола «Путь к себе»,
- дополнительная образовательная программа «Формирование ценностно-смысловых установок девушек-подростков средствами куклотерапии», а также учебно-методическое пособие к ней.
Цель апробации – оценка эффективности программ для достижения планируемых результатов.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Формирование ценностно-смысловых установок девушек-подростков средствами куклотерапии»
Цель программы: формирование индивидуальных стратегий здорового образа жизни средствами куклотерапии у девочек-подростков 11-18 лет специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа на основе ценностных ориентаций с учетом их возрастных, физических, психологических и интеллектуальных уровней развития.
Программа состоит из 7 разделов, на реализацию которых отводится 360 часов. Из них 108 часов теория, 252 часа – практические занятия.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить:
- осознания образа своего ролевого «Я» в процессе проектирования личностного пространства средствами куклотерапии;
- позитивное отношение к базовым ценностям современного общества;
- наличие навыков здорового и безопасного образа жизни;
- ответственное отношение к труду;
- умение классифицировать кукол, осуществление выбора материалов, используемых для изготовления кукол;
- наличие умений в области технологии изготовления кукол, украшений и костюмов для кукол с использованием разных техник;
- наличие умений и навыков работы по изготовлению кукол из разных конструкционных материалов (ткань, полимерная глина);
- наличие навыков обучения в сотрудничестве и оказания помощи в реализации развития творческих потребностей обучающихся.
Обучение по программе создает возможности для развития креативных способностей обучающихся с последующей их реализацией в творческих профессиях: дизайнера, художника-оформителя, закройщика, швеи.
К программе прилагается учебно-методическое пособие, в котором изложена методика формирования индивидуальных стратегий здорового образа жизни у девочек-подростков на основе ценностных ориентаций средствами куклотерапии. Особое внимание уделяется воспитательной направленности теоретической и практической части программы, системе принципов, форм, методов и средств, обеспечивающих результативность формирования у воспитанниц ценностно-смысловых ориентаций на здоровье, здоровый образ жизни и организацию психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях учреждений закрытого типа.
Пособие предназначено для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в образовательных организациях различного типа и вида.
Ссылка на учебно-методическое пособие
Программа комплексной профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних женского пола «Путь к себе»
Особенностью программы «Путь к себе» является то, что формирование социально-осознанного поведения, достигается через развитие ролевой идентичности у девочек подросткового возраста. Реализация данной программы будет способствовать развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния, избегания стрессов, разрешения конфликтов.
Программа носит комплексный профилактический характер.
Цель программы: формирование у девушек-подростков социально-значимых ценностных ориентаций, адекватного образа «Я».
Задачи программы:
- активизировать процесс стремления девушек-подростков к самопознанию в целях личностного и профессионального самоопределения;
- способствовать формированию позитивного образа «Я»;
- развивать у девушек-подростков социальную и личностную компетентность: обучение навыкам конструктивного общения, принятия ответственных решений;
- способствовать развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния, избегания стрессов, разрешения конфликтов.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Создание условий для перевода неблагоприятной позиции девушек-подростков в благоприятную.
Создание условий для самоутверждения сферы положительного общения подростков и усвоение новых норм поведения.
Включение подростков в процесс самовоспитания, сознательного преодоления имеющихся недостатков, развитие положительных сторон личности, умения строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации.
Установочный вебинар по апробации программ
Разработка и апробация программы социализации несовершеннолетних, переживших психологическую травму, 2024год.
Программа будет направлена на комплексную работу с несовершеннолетними – обучающимися специальных учебно-воспитательных учреждений и других образовательных организаций, которые пережили психологическую травму, в том числе с подростками из новых регионов России (ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей).
К формированию программы будут привлечены:
- педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования Ишимбайского СУВУ;
- специалист высшей школы психологии и педагогики института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий;
Предполагается, что программа будет отражать несколько направлений работы с обучающимися:
1.проработка и преодоление посттравматических нарушений,
2.коррекция иррациональных установок подростков;
2. развитие адаптационных возможностей несовершеннолетних;
3. обобщение и закрепление нового опыта.
В рамках апробации программы запланированы:
1. Занятия для обучающихся педагогами СУВУ;
2. Образовательные мероприятия для педагогов :
- онлайн лекция «Психологическая травма – причины, симптомы, стадии»; лектор – Петрова Чулпан Азифовна, доцент кафедры внутренних болезней и клинической психологии Башкирского государственного медицинского университета, руководитель курса клинической психологии БГМУ, клинический психолог отделения медицинской реабилитации Клиники БГМУ, Лауреат Государственной Молодежной Премии Республики Башкортостан в области науки и техники 2003 г, в номинации «Естественные науки»;
- практический вебинар, модератор - Плеханова Екатерина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры внутренних болезней и клинической психологии БГМУ, клинический психолог отделения медицинской реабилитации Клиники БГМУ;
- вебинар для педагогических работников на тему: «Организация психологического сопровождения детей и подростков из регионов локальных военных конфликтов», модератор - Линевич Владимир Леонтьевич, и.о. заведующего кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук, доцент высшей школы психологии и педагогики института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий;
- практический вебинар по использованию проекционной методики МАК, модератор - Гиниятова Зульфия Мухтаровна, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры общей и клинической психологии высшей школы психологии и педагогики института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий;
- семинар для педагогических работников о взаимодействии с подростками, пережившими психологическую травму, модератор - Филиппова Нина Мироновна, кандидата педагогических наук, педагог – психодраматист;
- дидактическая игра «Четыре возраста» для специалистов Ишимбайского СУВУ, модератор - Искрук Ирина Владимировна, заместитель директора по научно-методической работе Астраханского СУВУ;
- анкетирование педагогических работников образовательных организаций участвующих в апробации.